Среда, 23.08.2017, 11:15Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 656

Друзья сайта

Место свободно Если хотите чтобы мы поставили
ваш баннер обращаться в личку!
Russkiy magazin
NamuradaN
kizlyarextreme
brisa
elbrusoid
alazani
zolotih del masterica
OOO PP Kizlyar
hpa-shop
Dagestan_Kubachi
Souvenir weapon
VAYNAG
My handmade knives
BIVNI
Imperiya Nozhey
Vse mirniy portal
Чеченский Все мирный портал

Статистика


» Зарег. на сайте
Всего: 459
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 5
Модераторов: 2
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 142
» Из них
Парней: 425
Девушек: 34

счетчик посещений
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений

Поиск

Вгостях у Сигура Кузнеца
Отчет о поездке клуба KnifeLife к Сигуру 21 июня 2008 г.

Автор: Александр Анфилофьев, aka ALA

 

Для тех, кто не знает Сигура (в миру Александр): некоторое время назад на сайте и на конференции Питерского ножевого клуба появился человек, который делал ножи своими руками. Для большинства из нас делать нож в основном означает сделать рукоять на готовый клин, или, что более круто, слегка подправить имеющиеся спуски и форму. Пошив ножен и чехлов – это уже высший пилотаж, таких в Питере единицы.
Сигур к этому времени организовал почти мелкосерийное изготовление клинков с проковкой и ТМО, причем клинки несли в себе узнаваемый стиль и имели явную тенденцию к улучшению качества и формы, что косвенно подтверждалось и увеличением продаж готовой продукции любителям ножей в Москве и Питере.

Так как абсолютное большинство любителей ножей (и члены клуба KnifeLife не исключение) являлись большей частью теоретиками, работа такого практика была, как минимум, интересна. Двое из клуба знали его лично, для всех остальных он оставался виртуальным участником форума.

У кого конкретно зародилась идея поездки в гости к Сигуру теперь уже, наверное, и не
определить. По крайней мере, попытка это сделать по горячим следам результата не принесла. Но, может быть, это и не важно. Главное другое – клубное коллективное бессознательное мнение созрело, и дело осталось только за организацией.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что Сигур как минимум удивился нашей просьбе. Но никаких проблем это не составило, и мы установили предварительную дату – 21-е июня. Надо сказать, что Саша решил сделать не просто пикник на свежем воздухе (он живет за городом, в небольшом поселке). Как только он понял, что мы хотели бы посмотреть на то, как он изготавливает клинки, у него немедленно родилось встречное предложение – сделать нож-подарок для клуба руками его членов. Заранее прошу прощения у коллег – я намеренно утаил эту информацию при подготовке поездки для того, чтобы не портить сюрприз. Немного забегая вперед, скажу – сюрприз удался на все сто, начиная от легкой начальной оторопелости клубников до последующего реального энтузиазма.

К сожалению, не все смогли поехать, но кворум собрался, и в 10 утра мы уже закупались пивом и прочими сопутствующими ножеделанию товарами в продуктовом магазине.

В дом, где живет Сигур, приехали минут за 30, Саша встретил нас у местной достопримечательности – единственного продуктового магазина и проводил до дома. Чуть забегая вперед надо отметить, что поездка удалась настолько, что этот магазин пришлось посещать еще как минимум дважды.
Приехали. Первый момент некоторой неловкости прошел быстро.

Нас ожидал еще один сюрприз в лице небольшого, но любвеобильного спаниеля, огромного кавказца (в смысле кавказского овчара) с умным взглядом, пары котов имени героев Булгакова и очень скромной безымянной жабы в дворовом прудике (жаба так и не показалась). Все это хозяйство оказалось довольно шумным, но крайне дружелюбным.

Посмотрели на мастерскую под открытым небом. Гриндер с торцевым диском (так в этот день и не пригодился), простое точило российского производства на 450 ватт, мини наковальня из кувалды на пеньке, дрель, болгарка, промышленный фен. Молоток, кувалдочка и пассатижи. Горн из нескольких кирпичей, небольшие тисы, прикрученные к лестнице. Вот вроде и все. Хозяин немного смутился, представляя нам свое оборудование, но все было интересно, просто и достаточно функционально. Тем более это был явно не съезд мастеров-ножеделов, стесняться было совершенно ни к чему.

А вот после этого Саша и выложил свое предложение насчет изготовления ножа своими руками. Слегка прибалдев от неожиданности, гости идею переварили и оценили. Дизайн пришлось рисовать буквально с чистого листа, причем хозяин поставил жесткое, но честное условие – клин должен получиться в том же «варварском» стиле, не ХО, технология должна быть простой и учитывать имеющееся оборудование. Изготовление, вместе с ТМО и слесаркой, должно быть закончено за день (думаю сейчас люди понимающие будут ворчать, мол, хороший клин за день не сделаешь... И будут правы. Однако нашей целью было не изготовление супер-ножа по свойствам стали, а знакомство с технологиями, работа с металлом своими руками – именно то, чего иной раз так не хватает хроническим горожанам). В итоге решили сделать скелетник – не скелетник, но нож с металлической рукоятью, как самый технологичный. Отверстия в рукояти не делали, пользовали имеющиеся. Забыл сказать про металл – несколько рессор от Мицубиши ожидали своей очереди.

Дизайн ножа рождался в муках. Типичный дизайн Сигура был отвергнут, несмотря на легкие протесты хозяина. Было разработано как минимум три концептуальных версии. Перс, псевдо-японец в стиле янагиба и нечто похожее на японский кухонник типа сантоку. Мнения разошлись, время уходило, фисташки заканчивались. И тут Слава случайно увидел лежащую во дворе щетку для очистки машины зимой от снега.

Нам не понять всей фрейдистской глубины и извилистости Славиного воображения, однако через несколько минут родился дизайн довольно необычного ножа, который после небольшой доработки устроил всех клубников и хозяев. И с этого момента работа закипела.

Кусок рессоры подвергся очень грубой обработке с помощью болгарки. Понятно, что эту часть работы Сигур проделал сам.

После чего на наждаке придали достаточно приблизительную форму. Тут уж и нам удалось приложить руки.

Горн представлял собой несколько огнеупорных кирпичей, снабженных промышленным феном с изменяемым потоком. Оказалось, что эта нехитрая конструкция вкупе с древесным углем и керосином для розжига дает вполне достаточную температуру как для ковки рессорной стали, так и для последующей ТМО. Впрочем, я опять забегаю вперед.

После первичного выведения формы, пришла пора горна. На этом этапе цель была минимальной – отрихтовать рессорный изгиб и отпустить металл для упрощения дальнейшей обработки. Несколько ударов молотком и последующее остывание на воздухе позволили добиться желаемого. Кстати, для меня лично оказалось неожиданным, что Сигур практически не использует кувалду. Как оказалось, для ножевых клинков вполне хватает и молотка. Легкая кувалда используется в других случаях - ковка пружин и лонжеронов.

После того, как нож остыл, а компания слегка подзаправилась пивом и не только, пришла пора снять избыточный металл на клинке и сформировать зачатки тройного несимметричного клина. В ход снова пошла болгарка, однако вместо отрезного круга использовался лепестковый диск с крупной наждачкой, который после отпуска весьма эффективно снимал металл.

И вот, наконец, мы подошли к главному таинству – ковке. Снова горн, немного древесного угля, разбитого на некрупные куски, включенный фен – работа пошла. Температура такая, что сталь может и оплавиться. Случаи были. Так что приходилось не зевать и следить за температурой.

Первое правило – правильно располагать клинок – вертикально, под небольшим углом к потоку воздуха и слегка засыпать его углем. Избегать перегрева тонких частей, особенно кончика. Второе правило – расковывать обух, а не часть, несущую будущую режущую кромку. И, наконец, не торопиться – сделать несколько ударов симметрично, по обеим сторонам обуха клинка, и снова в горн. По черному металлу не бьют. Тут уж мы все приложили свою руку и в результате расковки, после 15 – 20 итераций мы получили нечто похожее на керамбит.

Чертовски горячее это дело. Мокрые перчатки высыхали за секунды. Но захватывало.
Сигур зубильцем поставил свое клеймо. Тут же родилась еще одна идея – выбить на клинке название клуба. Сказано – сделано. Наш главный специалист по рунам, Ингвар, набросал дизайн, а еще минут через 15 стильная надпись, правда с небольшими косячками, красовалась на рукояти.

Пришло время термообработки. Как и все интернет-теоретики, мы все имели массу неструктурированных и отрывочных знаний и сведений о ТМО. Тут и огнеупорные обмазки и зонные закалки, и хамоны и некие таинственные мартенситовые структуры и болотная вода в полнолуние и кровь живых рабов. Можно представить себе всю эту кашу. Оказалось все гораздо проще и буднично. По словам Саши, при его длине и толщине клинков (на тот момент стандарт был порядка 100 на 6 мм.) зонная закалка не нужна вовсе. Закал для рессорной стали делался с равномерного нагрева клинка (не рукояти!) до ярко красного – оранжевого цвета в масло.

Твердость достигает ~56 единиц по Роквеллу, хотя измерить, что получилось в реальности, было нечем.

Клинок раскалился, масло вспыхнуло (без фанатизма – я лично ожидал более впечатляющих эффектов), после чего нож остался остывать прямо в масле, а дружная компания отправилась отпраздновать завершение важного этапа. Тем временем подоспел шашлык, кстати, удался на славу.

Через некоторое время нож остыл до такого состояния, что его можно было взять в руки и подготовить для последующего отпуска.

Отпуск оказался довольно будничным делом – обычная духовка, 220 градусов, средняя полка и час времени по будильнику. Никаких бубнов и отваров мухоморов. Даже обидно.

В обычных случаях Сигур оставляет клинки после отпуска как минимум на сутки. Иначе высока вероятность появления микротрещин и прочих дефектов, проявляющихся при слесарной обработке. У нас был налицо дефицит времени, так что мы решили рискнуть.
Пока клинок отпускался, Саша побаловал нас всех своей впечатляющей коллекцией старинных топоров, наконечников, пуль, ядер и прочих древностей.

После того, как он устал выносить свои сокровища на улицу, просто позвал всех в дом. Тут и выяснилось, что дом местами напоминает музей древней истории, где все экспонаты бережно и любовно сохраняются хозяевами.

Пришла пора слесарной обработки. Даже такие прожженные теоретики, как мы, понимали, что выведение спусков на точиле после ТМО – работа ювелирная. Но ничего, выяснилось, что главное – никуда не спешить и после каждого прохода опускать клин в воду, чтобы избежать локального перекала.

Потихоньку и помаленьку из черной опаленной железки стал материализовываться тот самый нож, который до этого существовал сначала только в нашем воспаленном воображении, а потом и на бумаге. Чертеж к этому времени принял абсолютно рабочий измызганный вид.

Финальное выведение плоских спусков и черновую полировку Саша делал сам, буквально на коленях.

Дрель, торцевой круг с липкой наждачкой, а затем войлочный круг с пастой ГОИ в опытных руках творили чудеса. И хотя время было уже за полночь, процесс был настолько захватывающий, что спешить никуда не хотелось.

И вот результат

Лишь после полуночи мы распрощались с гостеприимными хозяевами. Уставшие, но жутко довольные, разъехались по домам. Судите сами, насколько нам удался первоначальный замысел. Но другого такого ножа – нет!

Copyright MyCorp © 2017 |