NamuradaN - Бичак - спутник горца
Суббота, 03.12.2016, 09:43Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 645

Друзья сайта

Место свободно Если хотите чтобы мы поставили
ваш баннер обращаться в личку!
Russkiy magazin
NamuradaN
kizlyarextreme
brisa
elbrusoid
alazani
zolotih del masterica
OOO PP Kizlyar
hpa-shop
Dagestan_Kubachi
Souvenir weapon
VAYNAG
My handmade knives
BIVNI
Imperiya Nozhey
Vse mirniy portal
Чеченский Все мирный портал

Статистика


» Зарег. на сайте
Всего: 452
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 5
Модераторов: 2
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 135
» Из них
Парней: 420
Девушек: 32

счетчик посещений
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений

Поиск

Бичак - спутник горца
Бичак - спутник горца

Испокон веков на северных склонах Главного Кавказского хребта, по обе стороны горы Эльбрус, живут балкарцы и карачаевцы - два братских родственных народа. Это самая высокогорная часть Кавказа. Неприступные вершины, укрытые вечными снегами, горные перевалы и бурные реки, великолепные альпийские луга, где пасутся табуны лошадей и отары овец, густые леса, покрывающие склоны гор, узенькие тропинки, где может пройти один человек или одна лошадь с всадником - вот земля, на которой живут эти древние народы!


Красива эта земля, но много труда она требует от человека, живущего на ней. В любой момент первозданная красота горных вершин может скрыться под тяжелыми свинцовыми облаками, и тогда, даже в летний день может выпасть снег по колено на цветущем альпийском лугу.


Туман может застать путника на перевале, когда он возвращается из соседнего ущелья. Ручеек, который ты перешагнул полчаса тому назад, после короткого летнего дождя может превратиться в бурный и непреодолимый поток, легко несущий громадные валуны и стволы деревьев...

         
Суровая природа горного Кавказа наложила отпечаток на характер и менталитет народа, воспитала в нем такие качества, как мужество, простоту, решительность, доверчивость, гостеприимство, готовность поделиться с ближним последним куском хлеба. Туристы, путешественники, исследователи всегда могли рассчитывать на бескорыстную помощь пастухов и охотников в далеких горных долинах, у подножий ледников и скал. В любом горном коше (стоянке пастухов) они могли бесплатно получить еду, ночлег и лошадей. Понятие "гость" было и остается священным для балкарца и карачаевца, как и для любого другого кавказца.

Б.Жамхотов и Т.Айдаболов кавалеристы "Дикой дивизии"

Как известно, одежда, отражая условия жизни и во многом внутренний мир человека, должна в первую очередь быть функциональной, практичной,обеспечивающей комфорт, удобство, защиту от неблагоприятных природных условий, быть красивой и элегантной. Всем этим, казалось бы, противоречивым требованиям в полной мере удовлетворяет карачаево-балкарский национальный костюм. На его примере можно во многом проследить историю развития одежды. Так, появившись во времена, когда еще не придумали многих привычных и естественных (по современным представлениям) вещей - карманов, воротников, манжетов, "чепкены" и "капталы" стали в раннее средневековье, во времена Великой Булгарии, предшественниками известных кафтанов, чекменей, черкесок и другой верхней одежды у многих средневековых и современных народов.

Неотделимым элементом мужской одежды балкарцев и карачаевцев являлся пояс с висящим на нем кинжалом, ножом и целым набором инструментов, необходимых в повседневной жизни мужчины-скотовода и охотника. Для состоятельного человека это мог быть богато украшенный серебряный кинжал на отделанном серебром поясе. Для табунщика, пасущего лошадей на альпийских лугах, - большой нож в деревянных ножнах с шилом и другими приспособлениями по уходу за лошадьми и упряжью. А мальчик, пасущий телят на краю села, мог носить простой поясок с маленьким ножичком.

         
У взрослых мужчин на поясе всегда висел нож, который сопровождал их на хозяйственных работах (в поле и дома), на охоте, в путешествии и т.д. На поясе носили еще и целый набор инструментов: оселок для затачивания ножа; коробочку со смесью жира и костного мозга (для смазки ножа, ружья); устройство для нарезания кожаных лент, ремней, которые использовались для починки упряжи, обуви и т.д.; кресало; шило; иногда бурав по дереву; складной нож-бритву. Но нож, конечно, должен был быть всегда.

Карачаево-балкарский нож является универсальным, многофункциональным инструментом охотников и скотоводов. Но как оружие он никогда не применялся, и использование ножа иначе, чем для хозяйственных целей, строго порицалось. Даже передать нож другому человеку острием вперед, небрежно или левой рукой считается недопустимым. При передаче ножа его следовало взять правой рукой за основание лезвия со стороны обуха и протянуть человеку, которому он передается во время работы или за столом. Нельзя быть небрежным или играть ножом. Нож, которым сильно порезались, уже не использовали по основному назначению - оставляли для каких-то мелких хозяйственных работ, переделывали в другие инструменты (стамески, пилы, шилья и т.д.), бывало, что просто выбрасывали.

В качестве холодного оружия традиционно использовали кинжалы, шашки, сабли. Соответственно, использование боевого оружия для разделки продуктов питания или каких-то домашних дел, не допускалось. Поэтому сцены закалывания или разделки туш домашнего скота кинжалом, которые можно встретить на современных фотографиях или в эпизодах фильмов, следует рассматривать как абсолютно не соответствующие действительности и неправильные в этическом плане. Предполагается, что у такого серьезного предмета, как нож, меч или кинжал, есть, если не своя душа, то своя аура: есть вещь для добрых дел, есть вещь для недобрых дел.
         
Форма и конструкция ножа балкарцев и карачаевцев сложились давно и сохранялись неизменными на протяжении многих веков. Постоянные условия обитания (горы) и уклада жизни (животноводство) способствовали этому. А богатые минеральные ресурсы гор - открытые выходы угля, железных и медных руд, серебра, золота и др., с одной стороны, и богатый животный мир, с другой стороны, способствовали очень раннему возникновению и развитию всего того, что связано с изготовлением орудий труда, инструментов, холодного и огнестрельного оружия.
         
Балкарский бичак - это нож с однолезвийным клинком. Клинок прямой, без долов или с одним или несколькими долами, обух со скосом. Цельная роговая или деревянная рукоять насаживается на конический хвостовик или применяется накладной способ крепления. Деревянная полуножна обтягивается кожей, рукоять ножа почти полностью входит в ножны. Имеется ременная петля для подвешивания ножа к поясу. Главное назначение ножа - разделка туш мелкого и крупного рогатого скота, охотничьей добычи, хозяйственно-бытовые работы, связанные с обработкой кож, шкур, дерева и других материалов.

 

Технические характеристики особенности конструкции ножа следующие: 1) клинок прямой, клиновидного сечения, в первой трети обух опускается на 1/2 ширины клинка, острие ланцетовидной формы; 2) ширина рукояти и клинка в месте соединения одинаковы; 3) основание клинка входит в рукоять и зажимается пластинкой из цветного металла, концы которой загибаются назад на рукоять под углом 35-45 °, фиксируя рукоять и препятствуя растрескиванию материала, из которого он сделан (кость, рог, дерево), и попаданию загрязнения внутрь рукояти.
          
Следует отметить, что при всем былом разнообразии вариантов изготовления и отделки ножа непременными требованиями к нему являлись острота лезвия, долговечность острия, легкость затачивания. Сейчас клинки изготовляются из современных углеродистых, легированных сталей, Дамаска и булата. Материал рукояти - рог (тура), кость, дерево, искусственные материалы. Для полуножны обычно используется верба, ива и другие мягкие породы дерева. На отделку ножны идет сыромятная или выделанная кожа. Шов на обратной стороне ножны часто служит для правки лезвия после заточки на бруске, который также мог крепиться на ножне.

         
Лет сто назад в Балкарии и Карачае невозможно было увидеть мужчину без ножа. Ведь даже мальчикам 5-6 лет полагалось иметь на поясном ремешке свои маленькие ножики - точные копии взрослых больших ножей, которыми они могли постругать деревянную палочку, сделать свистульку, другую игрушку. Став подростками и получив взрослые ножи, как и вполне взрослые обязанности по хозяйству, они уже умели обращаться с ножом.
         
Сейчас картина обратная. В силу ряда причин многовековой опыт по изготовлению национальных ножей во многом утерян. Многие самобытные, выработанные веками способы обработки и производства металла, кости, рога, дерева, кожи и др. забыты. В прошлом, в каждом селе был один или несколько кузнецов, которые изготовляли, помимо ножей, другие орудия труда и предметы, необходимые в быту и хозяйстве.
         
В настоящее время ученые, коллекционеры, энтузиасты по крупицам собирают сведения о балкарском ноже, различных типах ножей и технологии их изготовления, о технологии и способах обработки кожи, рога, кости и других сопутствующих материалов. Всегда остается надежда, что где-то сохранились, благодаря научной добросовестности исследователей и коллекционеров, какие-нибудь материалы на эту тему. Учитывая, что Балкарию и Карачай в прошлом посещали многие известные исследователи, путешественники, туристы и альпинисты, поиск новых сведений о ножах может дать свои результаты. Мы были бы рады любым сведениям, материалам, информации от научных организаций, музеев и частных лиц по волнующей нас теме балкарского ножа.
         
Хочется упомянуть одного из современных самобытных балкарских мастеров Хамзата Бачиева. Он достиг высокого мастерства в кузнечном деле, сам кует дамасские клинки и производит полную отделку изделия. Первые уроки по изготовлению дамаска он получил у известного мастера-исследователя, талантливого суздальского педагога и человека широчайшей души - Вячеслава Ивановича Басова. Работы мастера Бачиева - ножи, топоры, кинжалы, алебарды и др. - находятся во многих музейных и частных коллекциях авторского оружия в России и за рубежом.
        
Сегодня вновь возрождаются традиции Балкарии и Карачая, их народы возвращаются к своим вековым корням, поэтому так важно сохранить культуру национальных ножей для будущих поколений.

(Алим Залиханов, член Русского географического общества; Назир Будаев, сотрудник ГУ "Мемориал". Издание "Прорез", выпуск 1, 2006 г.) 

 

Боевые топоры алан
"...Интересно, что в рассказе Аквилиана Морцелино о боях гуннов с аланами и скифами встречается описание таких секир".

Источник

Copyright MyCorp © 2016 |