Вторник, 19.03.2024, 13:57Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 671

Друзья сайта

Место свободно Если хотите чтобы мы поставили
ваш баннер обращаться в личку!
Russkiy magazin
NamuradaN
kizlyarextreme
brisa
elbrusoid
alazani
zolotih del masterica
OOO PP Kizlyar
hpa-shop
Dagestan_Kubachi
Souvenir weapon
VAYNAG
My handmade knives
BIVNI
Imperiya Nozhey
Vse mirniy portal
Чеченский Все мирный портал

Статистика


» Зарег. на сайте
Всего: 480
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 5
Модераторов: 2
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 163
» Из них
Парней: 435
Девушек: 45

счетчик посещений
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений

Поиск

Оружие Осетии

Клинковое оружие Осетии

Крепость в 
Осетии

Прежде чем перейти к рассмотрению осетинского клинкового оружия, для изучения оружия помимо вещественного материала очень важны наративные и документальные источники. Осетии, которая по дореволюционному административному делению входила в состав Терской области, не повезло в отношении источников по оружейному делу. С документальными источниками Осетии, как и всему этому региону (в Терскую область входила не только Осетия, но и Чечня и Ингушетия), тоже не повезло. Дело в том, что архив Терского пробира не сохранился. Вещественный материал, конечно, имеется в музейных коллекциях, но он плохо выделен из общей массы кавказского оружия, что объясняется недостаточной изученностью признаков, свойственных для осетинского оружия, его орнаментики и конструктивных особенностей. Поэтому в настоящей работе осетинское клинковое оружие и его производство будет представлено слабо, то есть конец XIX – начало XX веков.

Производство оружия в Осетии.

Изображения и надписи, характерные для Владикавказских мастеров 
(клейма)

В 1850 году русская военная крепость Владикавказ получила статус города. В 1852 году в городе вместе с расположенным рядом осетинским селением проживало всего 2500 жителей, в 1870 году – уже 10 тыс, а в 1890 году – 32 тыс. жителей. Население в начале состояло из русских, затем к ним присоединились осетины, армяне, евреи, грузины, чеченцы, ингуши и много казаков. Поначалу оружейное и серебряное ремесла были развиты очень незначительно, в 1852 году в городе работал лишь один мастер золотого и серебряного дела, в 1861 году во Владикавказе проживали один мастер серебряного дела, который оправлял серебром ружья, пистолеты и кинжалы, и два мастера золотых дел, изготовлявших украшения европейского типа. Во Владикавказе в 1861 году жили 6 купцов, которые торговали золотыми и серебряными изделиями европейской работы. В 1867 году в городе появилось уже 3 серебряника. В дальнейшем число мастеров значительно возросло. Этому способствовало положение города как центра Терской области и главного города Терского казачьего войска, вокруг которого располагались казачьи станицы (по уставу терские казаки должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро). Кроме казаков во Владикавказе в конце XIX века было расквартировано более 12 тысяч регулярного войска. Наличие большого числа военных также создавало благоприятные условия для производства украшенного оружия. Во Владикавказ мастера приезжали из разных областей Кавказа – из Ахалциха, Шуши, но в основном из Дагестана, преимущественно из Кази-Кумухского округа и Кубачи – (стр. 53 Э.Г.Аствацатурян часть 1 М. 1977г.). Маргграф пишет – цитирую: «Дагестанцы идут о Осетию, Кабарду, и Кибанскую область, их железные изделия, в том числе и оружие, всегда находят обильный спрос и сбыт» – (стр.202 О.В.Маргграф).

Во Владикавказе было несколько крупных мастерских: мастерская Османа Омарова, мастерская Гузуна Гузунова, мастерская Зинаиды Коджоянц, мастерская Юсупа Абдулова, мастерская Мурдунова. Краткие сведения об этих мастерских автор приводит в настоящей работе.

Мастерская Османа Омарова

Осман Омаров был мастером холодного оружия родом из лакского селения Кази-Кумух (родился в 1850 году). В конце XIX – начале XX века имел мастерскую во Владикавказе, в ней работали 15-20 рабочих. Другие источники называют иную цифру – 40-50 человек. В 1900 году заведение состояло из цеха, где делали клинки, ювелирного цеха и магазина. Мастерская Османа Омарова принимала заказы на поставку шашек, кинжалов для казачьих войск и производила охотничьи кинжалы, а также принимала заказы на выполнение золотых и серебряных ажурных работ. Особенно интенсивно мастерская работала в годы I Мировой Войны, в 1914 году в ней работали 70 человек. Сталь для изделий получали из владикавказских железнодорожных мастерских. Клинки делали для регулярного войска и распределяли тут же на месте. Частыми заказчиками были казаки. Клинки мастерской Османа Омарова пользовались у них наибольшей популярностью – (стр.126 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Мастерская Гузуна Гузунова

Большая мастерская принадлежала Гузуну Гузунову, также уроженцу лакского селения Кази-Кумух. Он был мастером холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. Годами жизни Гузуна называют 1844 – 1924, по другим сведениям 1844 – 1913. во Владикавказе он начал работать со второй половины 1880-х годов. В 1889 году Гузунов имел 5 подмастерьев и 3 учеников. В дальнейшем мастерская расширялась и в ней работали 20 – 30 человек, это были частично односельчане из Кумуха и частично Кубачинцы. Это были люди разных специальностей: кузнецы – клиночники и серебряники. Заведение состояло из цеха, где делали клинки, из ювелирного цеха, где делали серебряные украшения, и магазина. Мастерская располагалась на одной из главных улиц города – Александровском проспекте. Наиболее интенсивно мастерская работала до 1915 года, а просуществовала она до 1925 года. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пояса, портупеи, пистолеты (кремневые, т.к. после окончания Кавказской Войны царская администрация запретила жителям Кавказа, мастерам-оружейникам изготавливать современное огнестрельное оружие – револьверы и магазинные винтовки. – стр.206, 207 О.В.Маргграф), кобуры, а также мужские и женские пояса, нагрудные крючки к женскому костюму, зонты, набалдашники для палок и зонтов. – (стр.126, 127 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г).

Мастерская Зинаиды Коджоянц

Крупная мастерская во Владикавказе принадлежала Зинаиде Коджоянц. Основателем мастерской был Оганез Коджоянц, приехавший во Владикавказ из села Башекинт Эриванской губернии. Оганез был мастером филиграни. После его смерти владелицей мастерской стала его вдова Зинаида. На изделиях мастерской ставилось клеймо с ее инициалами «ЗК».

Управляли же мастерской ее сыновья Гайк, младший Акоп, имя третьего сына неизвестно. Мастерская помещалась на центральной улице – Александровском проспекте. В мастерской работало 60 человек, из них 17 учеников. При мастерской имелся магазин, торговавший своими золотыми и серебряными изделиями. В самой мастерской изготавливали оправу на оружие, церковную утварь, цепи для крестов, осветительные приборы для церкви и частных лиц, вазы, столовые приборы, пояса, женские украшения, портсигары, набалдашники для палок, запонки, брошки, брелки. Клинков в мастерской не делали, их покупали за границей, в основном из дамасской стали. Из местных мастеров клинки покупали только у чеченского мастера Чиллы – (стр. 131 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Мастерская Мурдунова

На клинках шашек и кинжалов встречается фамилия «Мурдуновъ», сделанная травлением или выбитая штампом. На серебряных деталях этих предметов имеются владикавказские пробирные клейма. Э.Г.Аствацатурян считает, что это была крупная мастерская (больше по этой мастерской никаких сведений нет).

Мастерская Юсуфа Абдулова

В число самых крупных заведений Владикавказа входило торгово-промышленное предприятие Юсуфа Абдулова – мастерская и магазин с годовым оборотом в 20000 рублей. (Других сведений об этой мастерской также нет) - (стр.131 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004 г.).

Кроме крупных мастерских, во Владикавказе было много мелких, где работали мастера в одиночку или с помощником. Некоторые из них ставили клеймо, они также выбивали штампом свое имя или фамилию по-русски – Г.Бутаевъ, Мамаговъ, Жамал, Исмаилъ, Ранимака, Магомед-Абакар.- (ни каких других источников кроме вещественного материала об этих мастерских и мастерах нет) - (стр-15 16 Э.Г.Аствацатурян, М.1982г.).



Всего же во Владикавказе, как отмечали деятели Терского статистического комитета в 1897году, в год производилось 338 шашек.

Подведем итоги. Оружейное дело в Осетии в конце XIX – начале XX века можно охарактеризовать как мелкотоварное производство. Основная часть мастеров была сосредоточена во Владикавказе, подавляющее большинство из них – это отходники из Дагестана (лакцы). Маргграф отмечал, что «дагестанцы идут в Осетию» - (стр.220 О.В.Маргграф). В больших мастерских Владикавказа работали только 2-3 осетина. Промысел же местных оружейников постепенно приходил в упадок, вытесняемый более профессиональным трудом дагестанцев, хотя уровень мастерства дагестанцев в конце XIX – начале XX века тоже имел тенденцию к снижению. Это может объясняться тем, что клинковое оружие в конце XIX – начале XX века уже потеряло свое значение как оружие поражения, но осталось его значение как украшения, поэтому все внимание мастеров было сосредоточено на внешней отделке клинка и оправе ножен, которые они довели до совершенства, и это оружие вполне удовлетворяло и кавказского, и заезжего покупателя, которым в большинстве случаев шашка и кинжал были нужны не сколько в качестве оружия, сколько в качестве необходимой принадлежности национального костюма (черкески) или украшения на настенном ковре в доме.

Единственная мастерская, в которой изготовляли качественные боевые клинки, принадлежала Осману Омарову, именно «османские» клинки высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. В магазине, принадлежавшем Зинаиде Коджоянц, продавались очень высококачественные клинки, но эти клинки были выкованы знаменитым чеченским мастером Чиллой. Но ни мастерская Османа Омарова, ни Чилла плавку стали не производили. Осман Омаров получал сталь из владикавказских железнодорожных мастерских, то есть покупал привозную сталь. Чилла получал сталь от русских и чеченцев, привозивших ее из Дамаска. Таким образом, на территории Осетии в конце XIX – начале XX века плавки стали не было. Сталь поступала в Осетию из России и привозилась из-за границы в слитках и клиночных полосах. Большинство шашек, сабель и кинжалов особыми достоинствами не отличались, это были неплохие и красиво отделанные клинки. Во Владикавказе было развито ювелирное дело, в каждой крупной мастерской был ювелирный цех.

Шашки.

Шашки 
работы мастеров Владикавказа начала XX века

Крупным центром по изготовлению оружия в конце XIX – начале XX века стал город Владикавказ, главный город Терской области. Для шашек владикавказской работы характерны следующие признаки:

Клинки обычной формы, мало изогнутые с долами, поверхность клинков нередко украшена травлением (это или зигзаги, подражающие узору сварочной стали, или растительный орнамент, состоящий из стеблей с крупными розетками и листьями). Нередко в средней части орнамента с одной стороны клинка помещался двуглавый орел под короной, а с другой стороны клинка – царский вензель. На клинках шашек владикавказской работы также встречаются изображения орла на горе, человеческих фигур и всадника – (стр.132 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

На клинках травлением, гравировкой или штампом по-русски ставилось имя мастера или владельца мастерской: Османа Омарова – «Османъ», «Омаровъ», «Османъ Омаровъ»; Гузуна Гузунова – «Гузунъ», «Гузуновъ», «Гузунъ Гузуновъ»; Мурдунов – «Мурдуновъ»; Г.Бутаев – «Г.Бутаевъ»; Момагов – «Момаговъ»; Жамал – «Жамал»; Исмаил – «Исмаилъ». Эти клинки были хорошего качества и высоко ценились русскими офицерами – (стр.15, 16 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.).

Рукояти шашек были двух типов: кавказского и азиатского. Рукояти и приборы ножен были серебряными, но иногда делались железными с золотой насечкой. Рукояти и приборы ножен украшались орнаментом, который выглядел так: на головке рукояти в центре располагалась розетка, от которой отходили черневые S-образные завитки (ветви) и параллельные им белые стебли с многочисленными обращенными внутрь листьями и завитками. На черене рукояти изображался орнамент того же типа, но симметрично построенный: от центрального ромба в четыре стороны отходят одинаковые, спирально закрученные черневые стебли. В построении этой части узора чувствуется влияние черкесской орнаментики. Орнамент обрамлен черневыми рамками с белыми черточками внутри, а затем филигранными полосками. Орнамент выполнялся глубокой гравировкой, фон камфарен точками и нередко вызолочен.



Кинжалы

Кинжал №6249 III 689 С.В.22706.к.а., cделанный в мастерской Османа 
Омарова лакским оружейником в конце XIX века

Владикавказские кинжалы можно выделить по ряду признаков. Среди них встречаются клинки с одним, двумя, тремя и четырьмя долами, поверхность которых украшалась травленым узором – вьющимися стеблями или подражанием узору сварочной стали. У пяты располагалось имя мастера или владельца мастерской, которое выбивалось штампом, надписывалось гравировкой или травлением. Как правило, имя и фамилия писались по-русски, например: «Г.Бутаевъ», «Мамаговъ», «Исмаилъ», «Османъ». В некоторых случаях поверхность клинка с одним долом окрашивалась в черный цвет, краска удерживалась при помощи штриховки поверхности клинка – (стр.36 Ю.А.Нацваладзе, стр. 15, 16 Э.Г.Аствацатурян М 1982г).

В Государственном Музее Искусства Народов Востока хранится осетинский кинжал за №6249 III 689 С.В.22706.к.а., сделанный во Владикавказе в мастерской Османа Омарова лакским отходником оружейником в конце XIX века.

Кинжал №6249 III 689 С.В.22706.к.а.

Длина в ножнах – 49 см 3 мм.

Длина общая без ножен – 47 см 3 мм.

Длина клинка – 34 см 3 мм.

Длина рукояти – 13 см.

Длина черена рукояти – 7 см 2 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3 см. В средней части ширина клинка 2 см 8 мм, в третьей части ширина клинка 2 см 5 мм, далее оба лезвия клинка образуют штыковой конец, которым и заканчивается клинок. В поперечном сечении клинок имеет ромбовидную форму.

Толщина клинка - 5 мм.

Длина ножен – 36 см 3 мм.

Кинжал 
№6249 III 689 С.В.22706.к.а., cделанный в мастерской Османа Омарова 
лакским оружейником в конце XIX века

Клинок кинжала стальной, обоюдоострый, лезгинского типа – то есть дол с каждой стороны клинка смещен в сторону лезвия. Поверхность клинка отполирована до зеркального блеска. На правой и левой стороне клинка штампом выбито клеймо «Османъ».

Рукоять кавказского типа, деревянная, полностью обложена листовым вызолоченным серебром, и скреплена с хвостовиком двумя сквозными заклепками, со шляпками с правой лицевой стороны, имеющими полусферическую форму и разделенными на дольки. Основание и головка рукояти отделены от черена рукояти двумя поясками крупной зерни. На черене рукояти помещены четыре четырехлепестниковые розетки, выполненные глубокой гравировкой, золочением и чернью. Основание и головка рукояти украшены лакским орнаментом «Мурх».

Ножны представляют собой серебряный вызолоченный футляр со вставленными в него двумя деревянными дощечками. Поверхность ножен с правой стороны орнаментально разделена выпуклыми гравированными полосками черни (чернеными дугами) на три части: устье, середину и наконечник. Серебряная обоймица с кольцом для портупейной петли впаяна в устье ножен. Устье ножен вызолочено, его украшает лакский орнамент «Мурх» и помещенный в центре букет «Масков-накыш» - кубачинский орнамент очень широко применялся в конце XIX – начала XX века. Орнамент «Мурх» выполнен глубокой гравировкой и позолотой, букет «Масков-накыш» также выполнен глубокой гравировкой и чернью. В средней части ножен помещена шестиконечная звезда, которая образует шестилепестниковую розетку, выполненную глубокой гравировкой и чернью на вызолоченном фоне. Наконечник ножен украшен также орнаментом «Мурх» и «Масков-накыш», композиция из этих орнаментов выполнена в той же технике. Конец ножен оформлен рядами сплошной мелкой ложной зерни и орнаментально разделен на четыре части тремя поясками крупной зерни и двумя поясками гладкой черни. Заканчивается конец ножен овалом с шестью продольными полосками мелкой зерни, которые делят овал на шесть частей, в центре каждой части помещен цветок «Масков-накыш», выполненный чернью на позолоте.

Источник

Copyright MyCorp © 2024 |