Чеченские тейпы - Первый чеченский ножевой Форум
Суббота, 10.12.2016, 00:09Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Корзина

Ваша корзина пуста

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 645

Друзья сайта

Место свободно Если хотите чтобы мы поставили
ваш баннер обращаться в личку!
Russkiy magazin
NamuradaN
kizlyarextreme
brisa
elbrusoid
alazani
zolotih del masterica
OOO PP Kizlyar
hpa-shop
Dagestan_Kubachi
Souvenir weapon
VAYNAG
My handmade knives
BIVNI
Imperiya Nozhey
Vse mirniy portal
Чеченский Все мирный портал

Статистика


» Зарег. на сайте
Всего: 452
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 5
Модераторов: 2
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 135
» Из них
Парней: 420
Девушек: 32

счетчик посещений
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений

Поиск

Чеченские тейпы - Первый чеченский ножевой Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Первый чеченский ножевой Форум » История Чеченского Народа » Чеченские общины » Чеченские тейпы
Чеченские тейпы
namuradanДата: Воскресенье, 11.04.2010, 17:01 | Сообщение # 1
-: АнтиполитиК :-
Группа: Администраторы
Сообщений: 1072
Репутация: 6
Статус: Offline
Аккий (Аьккхий), данное общество делилось на ара-аьккхий (равнинные аккинцы) и лам-аьккхий (горные аккинцы) причем первые населяли Восточную Чечню, в то время как вторые находились на западе.

1. Барчахой
2. Вяппий, занимавшие в основном район восточной Чечни на границе с Дагестаном.
3. Жевой,
4. Зогой (31огой),
5. Ноккхой,
6. Пхарчахой (Пхьарчахой) и
7. Пхарчой (Пхьарчой)

Мялхий (Маьлхий):

1. 1амхой Бястий (Б1аьетий),
2. Амхой (1амхой), занимавшие юго-западный район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией
3. Б1аьстий,
4. Барчахой (Барчахой),
5. Бенастхой (Б1енастхой),
6. Дж1архой,
7. Италчхой (Икалчхой),
8. Камалхой (Камалхой),
9. Кеганхой (К1еганхой),
10. Коратхой (Кхоратхой),
11. Меший (Меший),
12. Саканхой (Саканхой),
13. Тератхой (Тератхой),
14. Чархой (Ч1архой),
15. Эрхой (Эрхой)
16. Юеганхой

Нохчмахкахой (Нохчмахкахой):

1. 1аларой
2. Айткхалой,
3. Белг1атой,
4. Беной,
5. Билтой,
6. Г1ордалой,
7. Гендаргной,
8. Гуной,
9. Даттыхой
10. Зандакъой,
11. Ихирхой,
12. Ишхой,
13. Курчалой,
14. Сесанхой,
15. Сингалхой,
16. Харачой,
17. Ц1онтарой,
18. Чартой ,
19. Чермой,
20. Ширди
21. Шуоной,
22. Эг1ашбатой,
23. Элистанжхой,
24. Энакхалой,
25. Энганой,
26. Эрсаной(Эрсеной)
27. Ялхой

Терлой:

1. Бавлой (БIавлой),
2.Бешхой
3.Бешни (Боьшни),
4.Гемерой (фамили- Цомаевы, Алхазуровы, Хасуевы, Санабаевы)
5.Гизхой
6.Гилшхой
7.Жерахой,
8. Кенахой (Кхенахой),
9. Мацархой (МацIархой),
10. Никарой,
11. Ошний (Оьшний),
12. Санахой,
13. Шюидий (Шуьндий),
14. Элтпархой (Элтпхьархой)

Чантий (ЧIаьнтий):

1. Бугарой (Буг1арой),
2. Дерахой (Доьрахой),
3. Дышни
4. Кхокадой (Кхуокхадой),
5. Хачарой (Хьачарой)
6. Хилдехарой (Хилдехьарой),
7. Ц1амдой

Чебарлой (ЧIебарлой):

1.Арстхой
2.Ачелой
3.Басой
4.Бегачерхой
5.Босой
6.Буни
7.Гулатхой
8.Дай
9.Желашкхой
10.Зуьрхой
11.Ихарой
12.Кезеной
13.Кири
1 4.Кулой
15.Лашкарой
16.Макажой
17.Нижелой
18.Нохчи-келой
19.Нуйхой
20.Осхарой
21.Ригахой
22.Садой
23.Салбюрой
24.Сандахой,
25.Сик кхой
26.Сирхой
27.Тундухой
28.Харкалой
2 9.Хиндой
30.Хой
31.Цикарой
32.Чебяхкинхой,
33.Черемахкхой

---------------------------------------------
Шарой:

1. Бути,
2. Дунархой,
3. Жог1алдой,
4. Икъарой,
5. Качехой,
6. Кевасхой,
7. Кинхой,
8. Кири,
9. Мазухой,
10. Серчихой,
11. Хашалхой,
12. Химой,
13. Хиндухой,
14. Хихой,
15. Хуландой,
16. Хьакмадой ,
17. Чейрой,
18. Шикарой,
19. Цеси

Шотой (Шуотой):

1. Варандой
2. Вашиндарой
3. Гаттой
4. Горгачхой
5. Дехестой
6. Келой
7. Мускулхой
8. Мяршой
9. Нихалой
10. Памятой
11. Рядухой
12. Саной
13. Саттой
14. Тумсой
15. Урдюхой
16. Хаккой
17. Халкелой
17. Харсеной

Орстхой:

1. 1алхой,
2. 1андалой,
3. Белхарой(Белхароевы, ингушская фамилия)
4. Бокой,
5. Булгучхой,(Булгучевы, ингушская фамимлия)
6. Виелха-некъи,
7. Г1арчой,
8. Галай,
9. Гандалой,(Гандалоевы, ингушская фамилия)
10. Мержой.(Мержоевы, есть и чеченская и ингушская ветвь)
11. Мужахой,(Мужухоевы, ингушская фамилия)
12. Мужгахой
13. Оьргхой,
14. Фергхой,(Фаргиевы, ингушская фамилия)
15. Хайхарай,
16. Ялхарой,(Ялхароевы, ингушская фамилия)
17. Цечой(Цечоевы, ингушская фамилия)

Тейпы не входящие в туккхумы:

1. Гухой
2. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой)
3. Дзумсой ( Буг1арой),
4. Майсты, некоторые ученые выдвигают как тукхум
5. Мулкьой (Коттой, Жайнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой, ГIезир-Къхеллой, Хьуркой)
6. Кей
7. Нашхой, ( чармахой, мозг1ара …)
8. Пешхой
9. Хукой
10. Чинхой(есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой)

Тейпы грузинского происхождения:

1. Ардалой
2. Бацой( не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)
3. Гьуржий
4. Мехалой
5. Чартой
6. Шой

Тейпы дагестанского происхождения:

1. 1андий (андийцы)
2. Акхшой
3. Алмакхой
4. Анцадой
5. Арг1аной
6. Ахтой
7. Боьртий
8. Г1аз-г1умкий (лакцы)
9. Г1алг1тлой
10. Г1умкий (кумыки)
11. Данухой
12. Ж1ай
13. Этлой
14. Ког1атий
15. Кулинахой
16. Куьбчий (кубачинцы)
17. Къордой
18. Мелардой
19. Никотой
20. Саьрхой
21. Сог1аттой
22. Сулий (аварцы)
23. Т1ундалххой
24. Таркхой (кумыки)
25. Х1акарой
26. 1удалой
27. Ц1адархой (цударинцы)
28. Чанакхой
29. Чунгарой
30. Шолардой

Тейпы происхождения иных народов:

1. Абзой – абазинского происхождения
2. Арселой – русского происхождения.
3. Г1ебертлой – кабардинского происхождения
4. Жугтий – еврейского происхождения
5. Ног1ий – ногайского происхождения
6. Орси – русского происхождения
7. Туркой – турецкого происхождения
8. Черказий – черкесского происхождения
9. Г1езлой - татарского происхождения

Тейпы (которые я не знаю куда точно определить)

1. 1амахой
2. Белхой,
3. Бецахой,
4. Бигахой,
5. Г1арчой
6. Г1ой,
7. Галой,
8. Гилой,
9. Зурзакъой,
10. К1сганхой,
11. Кхартой,
12. Маршалой
13. Мерлой,
14. Сахьандой,
15. Сярбалой,
16. Тулкхой,
17. Хурхой,
18. Цацанхой,
19. Ч1архой


Спасибо моим врагам. Если бы не они, я бы не стал тем, кем я стал!
 
NOHCHOДата: Пятница, 26.10.2012, 20:33 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
в начале нужно определиться, каким все таки было общественное устройство Нахов (Нохчой), а было оно таким и весьма простым - Къам - тайп - гар- некък-ц1а - доьзал - стаг.
Но 1931 году А.Автоханов в своей статье "Революция и горцы" посвященное общественному устройству чеченцев впервые примеряет термин "тукхум", как фратрию, т.е. группу тайпов объединенных по каким-то признакам.
Откуда же взялся понятие "тукхум", "тукхум" является общественным институтом дагестанских народов, объединяющих группу родственников проживающих компактно в одном поселении, т.е. одну или несколько фамилий и эта едиица в их традиционном применении гораздо меньше, чем тайп.
Но, почему-то А.Авторханову захотелось применить это понятие к устройству чечеснкого общества, которое до тех пор не имело место в устройстве чеченского общества, но дальше вам будет понятно для чего это понадобилось.

Тут же М.Мамакаева в своей работе о тайпах изданной 1936 году подхватывает эту "идею" А.Авторханова и конструирует чеченское общество на основе нового для Нахов и в реальности никогда и не существовавщегося общественного института - "тукхум" наполнив это понятие новым смыслом - "военно-территориальный союз тайпов" и по его новой модели чеченское общество состоит из 9 так называемых "тукхумов" и ряда групп тайпов иноэтнического происхождения не входящие в эти выдуманные им "тукхумы" и их по его схеме насчитывается 64 тайпа.
По элементарной логике возникает вопрос, как это людей иной национальности можно отнести какому-то этносу только из-за того, что они проживают на территории этого этноса и говорят в разной степени освоенности на их языке, тогда по логике М. Мамакаева выходит, что всех не русских проживающих в России и говорящих на русском языке надо отнести русскому этносу.
Эта его работа была переиздана в 1962 и 1973 годах и ныне для всех не Нахов (Нохчой) даже на официальном уровне стала некоей "хрестоматией".
Вернемся к этому злополучному понятию "тукхум, если это союзы тайпов, то они где-то и когда-то, и по определенным обстоятельствам должны были формироваться на каких-то собраниях, советах, сходах, но мы не находим ни в письменных, ни в устных источниках никаких упоминаний по этому поводу и если эти "тукхумы" реально имели место быть в Нахском (Нохчой) обществе, то почему о них никто и никогда до А.Авторханова и М.Мамакаевы не упоминал и не говорил, к примеру даже местный этнограф, хотя и любитель Лаудаев сам являясь чеченцем в своей работе во второй половине 19 века подробно написавший об устройстве чеченского общества ни слово не говорить о "тукхуме" ни по какому поводу, если этот общественный институт "тукхум" имел место быть в чеченском обществе он конечно об этом написал бы и подробно, как и о тайпах.
Абсолютно ясно, что про "тукхум" чеченского общества до А Авторханова и М. Мамакаева никому известно не было, т.е. подобный институт в чеченском обществе не имел место быть, т.е. это просто их выдумка.

Теперь постараемся понять для чего это понадобилось.
"Тукхумы" по М.Мамакаеву:
1.Нохчмахкхой
2.Аьккхий
3. Мелхи
4.Орсхой
5.Ч1аьнти
6. Шотой
7. Ч1абарлой
8. Шарой
9. Т1ерлой
Так с 2 по 9 позицию "тукхумы", которые дал только один "аргунский округ".

Что же собой представлял "аргунский округ" и кто его населял, если читать Иппалитова бывшего 60-70-х годах 19 века начальником "Аргунского округа" свободно владевшего ламарой наречием и женатого на горянке из тайпа Пхьамтой, то мы видим некоторые его выводы по происхождению различных чеченских племен" Что большая часть племен Аргунского округа и племена, населяющие Чечню, одни и те же – это бесспорно, но совершенно ошибочное мнение, приписывающее всему народу чеченскому и племенам этим единство, общность происхождения, между тем как каждое племя (тайпа), на самом деле, считает себя происхождения по большей части различного. Так, например, фамилия Зумсой считает себя происхождения грузинского, Келой – тушинского, Ахшипатой – фиренгеского, т. е. европейского; родоначальники фамилии Варандинской – выходцы из Хевсуретии. Многие фамилии считают себя происхождения греческого и т. д. " , если продолжить дальше, то как все знают Ч1аьнти из грузинского этноса тушины лет 300-350 перебравшие на земли Нахов из тушетии спасаясь от произвола аварских нуцалов на границе с которыми и находится их истинная родина и таких историй ни чуть ли у каждого тайпа из "аргунского округа" .
А мелхи, акинцы и орстхой всегда и публично особенно сильно в 90-х годах 20-го века подчеркивали свою отличную от Нохчой идентичность и всегда оскорблялись, когда их причисляли к Нохчой.
Население этого "аргунского округа" 1864 году составляло всего лишь 12,7%, а через десять лет 1874 году около 15% от всего чеченского общества и это при том, что "тукхум" Нохчмахкхой составлявший 87-85% от всего чеченского общества вынес на своих плечах всю Кавказскую войну 1785-1861 гг. и потерявший в этой жестокой и кровопролитной войне до 80% от своей численности до начало войны.
Так вот те почти 15% дали 8 "тукхумов", а 85% всего лишь один "тукхум", так для справки,если взять мелхи то они в этом 15% составляли 177 дворов в десятке поселений и 1500 человек обоего полу, а акинцы и того меньше чуть больше одной тысячи и т.д. или весь "аргунский округ" насчитывал всего около 22 тыс. человек от всего населения чеченского общества 149 тыс. чел.по переписи 1874 года.
Рассмотим кто же такие "тукхум" Нохчмахкхой, который представлен 27 тайпами..
Нохчой мохк это географическое название горной области ныне охватывающий Нажй-Юртовский, Веденской, горную часть Курчалойского и Шалинского районов
скажем представителей тайпа Беной проживающих веками Урус-Мартане,в Ачхой-Мартане, в Надтеречье и в Пседахе как мы их отнесем к Нохчмахкхой "тукхуму" определяющий только географическую область , хотя онии являются кровно-родствеными. Нохчмахкхой всегда определяли себя, как нохчой из тайпа такого-то , а не как теркхой, нохчмахкхой или хьалхара или т1ехьара мартанхой.

Нохчмахкхой "тукхум" по сути и есть Нохчой къам и этот Нохчой къам эти деятели низвели до какого-то "тукхума" и приравняли с какими-то не понятными мелкими иноэтническими обществами, а те мелкие иноэтнические общества, чтобы как-то и по солиднее в связи с их большими амбициями кооптировать в чеченское общество возвели в ранг каких-то "тукхумов", вот для чего по моему уразумению нужно было вводить это не имевшее место в чеченском обществе понятие "тукхум".
И от этого искусственного "тукхума" пора избавить наше общество.
 
Первый чеченский ножевой Форум » История Чеченского Народа » Чеченские общины » Чеченские тейпы
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2016 |