Сколько на свете существует рыбаков — столько и сделанных ими простейших плавательных средств (например — плотиков), основная задача которых — создать хотя бы минимальный комфорт при ловле рыбы. Ну и, конечно, такой плотик должен иметь минимальную массу и минимальные размеры в сложенном транспортировочном положении. Очень часто рыболовы-любители в качестве основы используют камеры от шин грузовиков. Это понятно: в различных автохозяйствах они списываются регулярно и вполне еще подходят в тех случаях, когда нет необходимости создавать в них столь же высокое давление, как и в автомобильных покрышках.
Читатели нашего журнала время от времени присылают в редакцию все новые и новые варианты таких плотиков. Вот один из них; его конструкцию предлагает читателям «М-К» Владимир Ковалев из города Брянска. Основание — три автомобильные камеры (например, от грузовика типа ЗИЛ), состыкованные с помощью хлопчатобумажных или капроновых ремней, и три деревянных лонжерона, представляющих собой проолифленные и дважды прокрашенные алкидной эмалью деревянные рейки круглого сечения диаметром 50 мм. Длина их выбирается такой, чтобы каждую из камер можно было закреплять на лонжеронах по меньшей мере в двух точках. Друг с другом лонжероны стыкуются с помощью дюралюминиевого «тройника» и болтов с гайками.
Сиденье рыболова представляет собой дюралюминиевую раму с натянутой на нее парусиной или тентовой тканью. Желательно, чтобы каркас сиденья был складным — это значительно облегчает транспортировку плотика по суше.
Сборка плавсредства, равно как и его разборка, занимает около получаса. Все три камеры (разумеется, туго скатанные) вместе с сиденьем и ремнями легко размещаются в обычном рюкзаке.
Весьма интересен привод этого плотика. Это не шест, не весло, не винт, а... ласты. Да, обычные резиновые ласты, которые можно приобрести в спортивном магазине; В. Ковалев приспособил их в качестве движителя. Закрепленные на рычагах из дюралюминиевых труб, как показано на рисунке, ласты приводятся в возвратно-колебательное движение руками рыболова (одновременно или попеременно — по желанию) и позволяют плотику достаточно уверенно двигаться вперед. Повороты осуществляются также с помощью ластового движителя.
Рис. 1. Трехкамерный плотик с ластовым движителем конструкции Владимира Ковалева: 1 — рычаг привода ластового движителя (дюралюминиевая труба Ø30 мм), 2 — спинка сиденья (дюралюминиевая труба Ø22 мм), 3 — хомут крепления рычага ластового движителя (изогнутая резьбовая шпилька М6), 4 — облицовка рукоятки (отрезок резинового или пластикового шланга), 5 — рамка сиденья (дюралюминиевая труба Ø22 мм), 6 — левый лонжерон (деревянная рейка Ø50 мм), 7 — передняя камера-поплавок, 8 — передний лонжерон (деревянная рейка Ø50 мм), 9 — фигурные пластины (дюралюминиевая полоса толщиной 3 мм), 10 — хлопчатобумажные или капроновые ремни, 11 — правый лонжерон (деревянная рейка Ø50 мм), 12 — тройник (сварен из тонкостенных аюралюминиевых или стальных труб с внутренним Ø50 мм), 13 — переходник (листовой дюралюминий толщиной 1,5 мм), 14 — задний поплавок, 15 — ласта, 16 — шарнир рычага привода ластового движителя (отрезок трубы с внутренним диаметром 50 мм).
* * *
Второй плотик рыболова предлагает вниманию читателей «М-К» житель города Северодвинска Архангельской области Николай Беззубиков. Его конструкция и попроще, и полегче, чем первая. Основу плотика Беззубикова составляют две камеры, объединенные с помощью раскладного сиденья особой конструкции, рама которого имеет удлиненные ножки — к ним и прибинтовываются обе камеры. Для рамы требуются трубы Ø22 мм (соединяются они с помощью болтов М5 и гаек); сиденье выкраивается из брезента или тентовой ткани. Привод плотика — с помощью пары гребков или байдарочного весла.
Транспортировать плотик Николай Беззубиков рекомендует также в рюкзаке. При этом туго скатанные камеры и ремни располагаются внутри его, а полурамы сиденья — снаружи, для чего к тыльной части рюкзака пришиваются ремешки.
Рис. 2. Двухкамерный плотик конструкции Николая Беззубикова: 1 — камеры, 2 — брезентовые ре,мни, 3 — рамки сиденья, 4 — сиденье из брезента или тентовой ткани, 5 — шнуровка. Внизу — крепление рамок сиденья к рюкзаку.