Шашка - «Волчок» |
«…У тебя нет крыльев Эль-Мурза, чтобы взлететь на небо,
Нет и когтей, чтобы уйти под землю.
Крылья мои — мое крымское ружье,
А мои когти — моя шашка Терс-маймал…»
(Песня Эль-мурзы, окруженного врагами.
Начало XIX века)
«А.П. Ипполитов, прослуживший в Чечне (в Аргунском округе) много лет, в 1868 г. писал: «Клинки с изображением на них двух волчьих голов... называются чеченцами терсмеймуль и почитаются за самые лучшие и ценные».
Упоминание о шашках Терс-маймал мы находим и в работе царского офицера, чеченца Умалата Лаудаева, который в 1872 году отмечал: «...Лучшими шашками считаются те, которые имеют на клинке изображение зверя; неизвестно почему, чеченцы спознали в этом изображении обезьяну, по чеченски "маймун”, и назвали шашку: "терс-маймун”. Русские это изображение признали за волка и называют такую шашку — "волчок”»…
«…Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс-маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. терс — рев; маймал — обезьяна). Однако мнение А.С. Сулейманова — краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии, расходится с мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал — клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское турс — щит, маймун — меч...».
Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, которые они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.
В числе этих точек зрения заслуживает внимание и мнение академика И.Ю. Алироева, склоняющегося к версии о существовании восточных клинков с изображением обезьяны, имевших высокое качество, широкую известность в Чечне и нареченных чеченцами Терс- маймал («ревущая обезьяна»). Впоследствии, по мнению Алироева, чеченские мастера-оружейники сохранили популярное в народе название Терс-маймал и стали им называть собственные клинки с изображением своего символа — волка.
Возможно и еще одно толкование этого названия. В арабском языке среди значений слова маймун есть и «обезьяна», и «счастливый, благословенный, блаженный» (значения «меч» нет). Слово терс означает «щит». Сочетание слов терс-маймун можно истолковать как «благословенный щит».
В своей работе «Кавказская война» в разделе «Несколько слов о холодном оружии» В.А. Потто… отмечает: «Эти клинки, высоко ценимые на Кавказе, чаще попадаются в Чечне... Неизвестно почему чеченцы опознали в этом зверьке обезьяну — "маймун”, отчего произошло у них и самое название клинков».
Изображение волка встречается и на изделиях европейских оружейников. Среди них первыми его употребили мастеранемецкого города Пассау в XIV веке — изображение было заимствовано из городского герба. Бегущий волк выполнялся глубокой инкрустацией медной проволочкой. Клинки пользовались большим спросом. Эти же клинки на Кавказ могли проникнуть в XIV–XV веках…
В XVI–XVII веках появились подражания пассауским волчкам на изделиях мастеров города Золингена. Здесь изображения волка делались гравировкой, без инкрустации. В ХIХ в. золингенские «волчки» появились и на Кавказе, пользовались большим спросом у горцев…
Чеченские «волчки» Терс-маймал и сходны с золингенскими, и отличаются от них. Волк на чеченских клинках имеет не открытую, а закрытую пасть, кроме того, по обеим его сторонам расположены розетки с крестом внутри, так называемые «пчелы».
Как можно связать Терс-маймал с пассауским или золингенским «волчком» (wolf-klinge), трудно сказать. Однако более вероятно их существование независимо друг от друга, ведь волк — символ храбрости у чеченцев, упоминаемый в народных песнях и сказаниях, и его изображение было естественным также на раннем оружии. В пользу этой версии говорит и древнее вайнахское название бронзы — борза (волк).
Попавшие на Кавказ западные клинки с изображением волка могли понравиться чеченцам, и их мастера стали наносить на свои изделия изображение волка, приближенное к золингенскому и вместе с тем отличающееся от него (закрытая пасть, «пчелы»), сохранив при этом старое, популярное в народе и широко известное на Кавказе название — Терс-маймал. Рисунок волка в разные времена мог видоизменяться, в чем нас убеждает их разнообразие на кавказских клинках.
По словам потомков оружейных династий, некоторые шашки Терс-маймал не имели рисунка волка из-за запрета в мусульманской религии изображать живые существа».