Понедельник, 14.10.2024, 15:15 | Главная | Регистрация | Вход | |||||
NamuradaN |
Меню сайтаКалендарь
Архив записейНаш опросСтатистикаПоиск |
Оружие Черкессии
Производство оружия в Черкессии.На основании изучения археологических и письменных источников исследователи истории черкесов пришли к выводу о существовании у них со времен раннего средневековья ремесел, связанных с обработкой металла, кузнечного и серебряного дела. Именно они вышли за рамки домашней промышленности и достигли уровня профессионального ремесла. Кроме мирного применения, эти ремесла специализировались на производстве оружия, и были тесно связаны с его изготовлением и украшением.Городов у черкесов не было, ремесло носило сельский характер. Специализированных центров с кузнечным, оружейным и ювелирным производством в Черкессии не возникло. Сырье для металлических изделий добывалось на месте, железные руды залегали на поверхности (самородное железо) в долине реки Шавдан, в Балкарии, в Чегемском ущелье. Черкесы собирали руду с поверхности земли (эксплуатации шахт и штолен черкесы не знали) и выплавляли в виде слитков - криц. Железо производилось сыродутным способом. Из местного металла изготавливались сельскохозяйственные орудия, предметы домашней утвари и оружие. Профессия кузнеца была широко распространена в Черкессии и пользовалась большим уважением. С профессии кузнеца связаны различные легенды и поверия. Покровителем кузнецов считался Тлебс (Тлебш) – бог железа и оружия. Существовало предание, согласно которому Тлебс был кузнецом, отличавшимся святой жизнью и изготавливавшим такие сабли, которые рассекали целые горы железа. По преданию Тлебс похоронен в лесу и его могила посыпана железными опилками. Тлебс очень любим народом, его имя произносится как клятва. В праздник, посвященный Тлебсу, черкесы молились, лили хмельные напитки на лемех и топор, и после этих обрядов ели, пили и предавались забавам, главной из которых была стрельба в цель, преимущественно в яйцо, поставленное на видном месте. К Тлебсу прибегали с молитвой об излечении раненого – (стр.32, 33 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Местного сырья для производства оружия и сельскохозяйственных орудий не хватало, поэтому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилось из-за границы. С XII века большую роль во внешней торговле Черкессии стали играть генуэзские колонии. Генуэзские купцы проникли на северные и восточные берега Черного моря, и плавали по Кубани. В XIII – XIV веках они основали ряд поселений в Крыму и на Кавказе. Генуэзские торговые фактории основывались и в глубинных районах Черкессии. Оружие составляло существенную часть генуэзского экспорта. После турецкого завоевания генуэзцы были вытеснены с черноморского побережья Кавказа. Их города-колонии пришли в упадок, главными торговыми партнерами для Черкессии стали Крым и Турция, а центрами этой торговли Тамань и Темрюк. Через эти пункты проходили почти все товары, ввозимые в Черкессию. Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» приводит отрывок из книги Тебу де Мариньи «Путешествие в Черкессию в 1818 году». В этом отрывке Тебу де Мариньи сообщает о ввозе оружия, цитирую: «шлемы, кольчуги и луки приходят к черкесам из Персии и Константинополя, они покупают их мало. Обычно турки поставляют черкесам дула ружей и пистолетов и лезвия сабель, которые черкесы затем налаживают на свой манер. Большая часть наконечников и прекрасных кинжалов, которыми они пользуются, делается далеко проживающей народностью кумыков» - (стр. 34 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Итак, кузнечное и оружейное дело было развито в Черкессии. Мастера работали частично на местном, частично на привозном сырье. Ввозилось не только сырье, но и готовые изделия – сельскохозяйственные орудия, предметы конского снаряжения, турецкое и крымское оружие, а также полуфабрикаты для изготовления оружия: стволы и клинки. Черкесские мастера – оружейники достигли высокого уровня профессионализма. О том, что производство оружия было широко развито у черкесов, свидетельствуют рассказы русских солдат, побывавших в плену у черкесов. Они утверждают, что почти в каждом ауле были мастера-оружейники. Оружейники удовлетворяли, главным образом, спрос рынка, но часть их изделий шла на продажу терским и кубанским казакам и офицерам кавказской армии. СаблиРанние черкесские сабли XVII века были не только рубящим, но и колющим оружием, пригодным для прокола кольчуги. С этой целью кривизна клинка делалась незначительной, а конец клинка выковывался в виде узкого штыка, хвостовик отгибался в сторону лезвия к точке наибольшего упора руки на рукоять: рука, передвигаясь к концу рукояти, оказывалась на одной линии с острием клинка и создавала непосредственное давление в момент укола. К XVII веку относятся хранящиеся в Оружейной Палате Московского Кремля черкесские полосы №№ 6067, 6068, 6069, 6070. две из них за №6067 и 6068 были записаны как черкесские в описи 1687 года. Оружиевед Э.Г.Аствацатурян считает, что термин «черкесский» в данном случае был употреблен не для указания места производства, а для обозначения определенного типа конструкции полосы. Так полоса за № 6068, значащаяся в описи 1687 года как «булатная черкесская», имеет на клинке и хвостовике очень характерный иранский картуш с надписью: «Работа Кельб-Али, сына Асадуллы, Исфахан». Иранское происхождение клинка и надписи сомнений не вызывают, полоса выполнена из булата. В описи 1885 года составители различали иранское происхождение и черкесский тип этой полосы – «полоса черкесская, XVII века, булатная, персидской работы» - (стр.49 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). из булатной стали более низких сортов выполнены полосы №6067 и №6070. Полоса за №6067 отмечена в описи 1687 года как «черкесский выков». Это можно понимать по-разному: скорее всего, имеется в виду иранская работа по черкесскому образцу, но не исключено изготовление полосы на Кавказе из булата. В адыгском языке есть термин для обозначения булатной стали - «чыр». Полоса за № 6069 – стальная, поэтому ее кавказское происхождение наиболее вероятно. Характерным черкесским признаком всех четырех полос является штыковой конец клинка. В собрании Государственного Исторического Музея хранится полоса подобного типа за № 1809, которую можно датировать XVI-XVII вв. Ее клинок – стальной. Длина полосы – 1м 6см. Длина клинка – 97 см, четырехгранного штыка – 36 см. Под обухом расположены узкая полоса и два дола. С одной стороны клинка находится картуш, выполненный золотой насечкой по процарапанному фону. В картуше выведена арабская надпись «работал Хусейн». Сабель более позднего времени XVIII-XIX веков среди коллекций черкесского оружия не встречается. ШашкиШашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож». В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джованни де Лукой в 1625 году, при описании оружия черкесов. – (стр. 50 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.) В XVIII веке и в первой половине XIX века черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы, продолжали носить доспех, состоящий из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож – шашка. Возможно предположить, что это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что воин одним движением вынимал ее из ножен, и не меняя положение руки наносил удар. В XVIII веке по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой, и исчезла потребность сабли со штыковым концом. В собраниях черкесского оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли XVIII – XIX веков, по предположению Э.Г.Аствацатурян в XVIII - XIX веках сабли не производились. А сохранившиеся у населения сабли, потребность в которых отпала, с исчезновением кольчуги, из-за недостатка сырья переделывались в новые изделия, которые отвечали условиям времени – (любой кузнец-оружейник без особых усилий мог перековать сабельную полосу в шашечную без ущерба для качества изделия) – (стр.4, 33, 34, 50, 52, 72. Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). Но в собрании Государственного Исторического Музея хранится один уникальный экземпляр оружия за № 5391, в котором соединены шашечная рукоять и прямой клинок со штыковым концом, но это единственный экземпляр, поэтому говорить о массовом производстве такого вида оружия не приходится. Так, шашка осталась единственным видом длинноклинкового холодного оружия. Самая ранняя известная нам черкесская шашка хранится в Государственном Историческом Музее за № 15350 и имеет дату 1713 год. Общая характеристика черкесских шашек XVIII – XIX – начала XX веков.Небольшой изгиб клинков. Средняя длина длинна клинков 72 – 78 см. Средняя ширина клинков у пятки 3 см 3 мм или 3 см 5 мм. Средняя толщина клинков у пятки 6 – 7 мм, а на боевом конце 3 мм. Таким образом, шашка имела легкий и не длинный клинок, согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение». Характеризуя клинки черкесских шашек, мы должны расширить круг рассматриваемых предметов, так как однотипные клинки- (клейма и надписи) встречаются на черкесских, и на дагестанских, и на грузинских, и на казачьих шашках, и на некоторых видах грузинских сабель. Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка была протравлена, и тогда становился виден рисунок сварочной стали. Поверхность клинков всегда отделывалась долами, которые придавали клинку известную декоративность и облегчали его вес, не уменьшая прочности. Форма и величина долов разнообразна: они могут быть широки, когда один или два дола занимают всю ширину клинка; узкими, и тогда три дола занимают половину ширины клинка. Долы могут быть мелкими или глубокими, но всегда полуовальной формы. Долы могут начинаться от пяты или отступая от неё на 15- 25 см. На 1/4 длины клинка от острия обух сведён на нет, верхний дол исчезает, клинок в поперечном сечении получает форму овала. Здесь находится центр удара клинка. На нижней трети клинка помещены изображения, надписи, и клейма. По надписям можно судить о происхождении клинка. На шашках мы встречаем клинки преимущественно западноевропейского типа, реже клинки с арабскими надписями. Популярность на Кавказе западноевропейских клинков объясняется тем, что Кавказ очень нуждался в хорошей стали, и так как местного сырья для производства оружия не хватало, то по этому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилась из- за границы, а немецкие, итальянские, венгерские, и польские клинки, попавшие на Кавказ в XVII- XVIII вв., были хорошего качества. Они получили широкое признание и такую популярность, что местные мастера стали предавать клинкам своей работы западноевропейский внешний вид, снабжая их клеймами и надписями, скопированными с подлинных европейских клинков. Поэтому только малая часть клинков западноевропейского типа, встречающихся на кавказском оружии, действительно являются подлинниками; значительная доля - это местные, зачастую очень искусные подделки, которые чаще всего выдают себя надписью. Дело в том, что кавказские мастера, копируя западноевропейские клинки, допускали много ошибок в латинских надписях, которые иногда переходя с клинка на клинок, превращались в потерянный смысл набор знаков - (стр.- 52 Э.Г.Аствацатурян. СПб. 2004 г.). На черкесских шашках, а также на шашках сделанных в других областях Кавказа, в Дагестане, Грузии, Хевсуретии и на некоторых саблях встречаются следующие виды западноевропейских клинков, подлинных и поддельных. Автор настоящий работы предлагает Вам рассмотреть эти клинки: 1. Клинки с изображением волка. Клеймо «волчок».Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, это изображение волка в XIV веки пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо «бегущий волк» выполнялось глубокой инкрустацией – таушировкой медной проволокой. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI – XVII вв. появились многочисленные подражания «волчкам», в первую очередь на произведениях золингенских мастеров. Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и иногда надписью «in Solingen». Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы «Н М» – (стр. 3, 5, 17, 19, Э.Э.Ленц, С-Пб 1911г., стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). Эти клинки кавказцы особенно ценили. Жители Кавказа считали, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предполагали, что партия клинков с инициалами «Н М» была заказана для его свиты и оруженосцев, которые по обычаю времени носили на оружии герб своего владетеля – (сузерена). По легенде один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там. Воины этого отряда имели мечи с гербом волка; со временем мечи попали к кавказцам, и были ими переделаны в шашки терс-маймун, которые, таким образом, ведут свое начало от крестовых походов. – (стр.60 И.А.Асхабов. стр. 53 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Крупнейший специалист по оружию Э.Э.Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, у кавказских волчков не обозначалась открытая пасть зверя). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри – «пчелами», как их называли кавказцы; пчелы не делались на золингенских клинках. В этих пчелах кавказцы видели указание на участие клинка в крестовых походах. Современный крупнейший специалист по кавказскому оружию Э.Г.Аствацатурян считает, что поддельный волчок можно еще определить по очень наивному (натуралистичному) изображению волка: кавказский мастер, видимо, только слышал о волчках и пытался изобразить настоящего волка – (стр.5, 19 Э.Э.Ленц С-Пб 1911г, стр.53 Э.Г.Аствацатурян, С-Пб 2004г. стр. 7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). Встречается еще одна группа кавказских волчков – клеймо «волчок» сопровождается инициалами «М.Н.». Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» пишет, что по рассказам местных жителей это были инициалы Великого Князя Михаила Николаевича, который в 1863 – 1881 гг. был на Кавказе наместником. Для подарков офицерам своей свиты он заказал очень хорошему дагестанскому мастеру, работавшему в Тифлисе, партию клинков, помеченным клеймом «волчок» и своими инициалами. Это клеймо стало модным среди конвоя наместника, и многие казаки-конвоиры начали вырезать его на своих клинках. В результате появилось много подобных волчков, которые стали называть «великокняжескими» - (стр.53, 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр.7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). Настоящие золингенские волчки встречаются на кавказских шашках, но это не старые клинки XVI – XVII вв, а изделия золингенских фабрик XIX века, изготовлявших их специально для Востока, и в частности, для Кавказа. Так как золингенские клинки и в XIX веке были высокого качества, то слава волчка не уменьшалась, но подлинных золингенских волчков на Кавказе было немного. Название «волчок» дали не только клеймам, но и самим клинкам русские, знавшие немецкое их наименование «wolfklinge». Кавказцы же видели в клеймах изображение иного животного, называемого ими по-персидски «терс-маймун», что означает «несуразная обезьяна», или по-чеченски «терс-маймал», что означает «ревущая обезьяна». Есть и еще одно толкование: в переводе с арабского – «терс» означает щит; «маймун» - есть значение и «обезьяна» и «благословенный». То есть можно перевести как «благословенный щит» – (стр. 58 И.А.Асхабов, стр.54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г). 2. Клинки с клеймом «гурда»Клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э.Э.Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было. Большая же часть клинков с этими клеймами изготовлялась в нижнеавстрийских и штирийских мастерских специально для вывоза в восточную Европу. Видимо, поэтому это клеймо больше распространено на саблях, чем на истинно европейском прямом оружии – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц, стр.5 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.). Так как оружие с клеймом «гурда» было особенно любимо в Чечне, то более подробно оно рассматривается автором настоящей курсовой работы в соответствующем разделе, там же будут представлены новые версии происхождения гурды у чеченцев. Отличить западноевропейское клеймо от его кавказской копии затруднительно. Большинство клинков с этим клеймом Э.Г.Аствацатурян считает кавказским производством. Обычно о подделке говорит какая-нибудь деталь: то гурда использована в качестве орнаментального мотива, то между зубцами мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв или совсем другое слово. Иногда наряду со значком «гурда» кавказский мастер ставил свое собственное имя, написанное арабскими буквами. Ясно, что в этом случае мастер не пытался выдать свой клинок за европейский, он просто снабжал его популярной маркой – (стр. 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). 3. Клинки с изображением трансильванского узлаTо есть формулы белой магии, включающей узел с тремя кистями и нерасшифровывающейся надписью заговорного характера посередине узла. Родиной этих клинков была Трансильвания, временем производства XVII – XVIII века. Эти мало изогнутые, легкие и не слишком длинные кавалерийские венгерские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном. Они оказались очень походящими для шашек. Изображение трансильванского узла встречается на клинках черкесских шашек, большинство из которых Э.Г.Аствацатурян считает работой местных мастеров. Э.Г.Аствацатурян считает, что в пользу этого соображения говорит неумелое воспроизведение латинских букв в надписях, а также чересчур упрощенное изображение узла. Сами по себе эти клинки высокого качества, правда, большая их часть, в отличие от венгерских подлинников, не имеет звона. Иногда встречаются курьезы. Так, на одном из клинков, №770.ГИМ мы видим и трансильванский узел, и латинскую надпись даже с датой 1769г., и одновременно подпись «Базалай». По-видимому, мастер для убедительности в добротности своего изделия снабдил его знаменитой маркой. – (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.148 – 151 Б.Г.Трубников, стр.7 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.) 4. Клинки с изображением скачущего на коне гусара с саблей в руке и надписью «Vivat Hussar» (Да здравствует гусар), или пешего воина с надписью «Viviat Pandur» (Да здравствует пандур).По происхождению они принадлежат к гусарским венгерским клинкам XVII века. Однако, венгерские подлинники встречаются очень редко, значительно чаще встречаются немецкие копии XIX века, а иногда местные копии с этих немецких. - (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.144, 145 Б.Г.Трубников, стр.8, 9 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.) 5. Клинки с изображением креста, Божьей Матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: «Patrona Hungaria Virgo Maria» (Покровительница Венгрии Дева Мария), «Pro Deo et Patria» (За Бога и Отечество), «Pro Deo et Patria et Libertate vitam» (Жизнь за Бога, Отечество и Свободу!).Эти клинки также имеют венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки XIX века, подражающие венгерским, на которых изображения и надписи выполнены гравировкой с позолотой или травлением. Производство их связано с Золингеном: на некоторых, кроме изображений и надписей, можно видеть фабричную марку: «W.Glauberg», «Solingen», «Eisenhauer». Фирма W.Glauberg была основана в Золингене в 1857 году. Она выпускала все виды холодного оружия. Надпись «Eisenhauer» можно перевести как «Железный клык». Иногда можно видеть кавказские копии этих изображений и надписей, вплоть до фабричного клейма - марки. Их можно выявить по менее тщательной гравировке, искаженному шрифту надписей и ошибкам в них. Этого рода клинки, как более поздние и тяжелые, сравнительно редко используются на черкесских шашках, они были более характерны для Дагестана. – (стр.55, 56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр 150,151 Б.Г.Трубников.) 6. Клинки с изображением на обеих сторонах фигур скачущих гусаров и надписи «Vt Hussar» (Vivat Hussar – Да здравствует гусар), в окружении виньеток и трофеев.Это гусарские прусские клинки времен семилетней войны (1756-1763 гг.). Они сильно отличаются от обычных шашечных клинков, эти клинки имеют резкий изгиб, начинающийся от рукояти, и резко вогнутые боковые стороны. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и на черкесских – (стр.56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.50, 51 Б.Г.Трубников, стр.8, 9, Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). 7. Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с человеческим профилем, звезд и руки с мечом, выходящей из облаков. Рисунки выполнены гравировкой.Подобные клинки были характерны для немецких мастеров XVII – XVIII веков, особенно Петера Мюниха. Клинки прямые и изогнутые, были популярны в восточной Европе и на Кавказе. Кавказцы их очень любили и часто использовали для шашек, особенно черкесских – (шашки Аббас-Мирза за №1804, 3085 Г.И.М). Поддельные клинки отличить от европейских подлинников довольно трудно. Здесь, скорее всего, на подделку укажет новизна и четкость гравировки, а также сочетание этих изображений с какими-либо другими рисунками или надписями. На Кавказе эти клинки называли «Аббас-Мирза», причем сами кавказцы не могут обьяснить происхождение этого названия – (стр.9 Э.Г.Аствацатурян М. 1982г.). 8. Реже, чем венгерские и немецкие, на кавказских шашках встречаются польские клинки, подлинные и поддельные, XVII – XVIII веков.Известны несколько клинков такого рода, например клинки середины XVIII века со слегка выгнутыми сторонами и с гравированным изображением всадника со щитом в одной руке и прямым мечом в другой, одноглавого польского орла и надписями «Vivat Naywyzsza wladza Szlachty», «Vivat szlachtic Pan y Fundator woyska» - (Да здравствует высшая власть шляхты!, Да здравствует шляхтич, господин и учредитель (основатель?) войска!). К числу вышеописанных польских клинков отчасти и довольно условно можно отнести клинок XVII века со слегка выгнутыми сторонами и со скопированными с ошибками изображениями надписями. На клинке изображены всадник с обнаженным мечом в руке и одноглавый орел под короной. Не все надписи переводятся – «Domina confonda nos» - (По видимому: «Господи, соедини нас»), «Si Deno cisgnioni 1614 ANNO», «Domin Versovic». – (стр.57 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Автор настоящей работы, исходя из вышеупомянутых данных, считает возможным предположить, что этот клинок является кавказской копией, сделанной в подражание польским клинкам. Клинки западноевропейского типа называли на Кавказе «френги», то есть европейские. Впрочем, в это понятие не входили клинки, имевшие собственные названия – «волчек» или «гурда» - (стр.12 Э.Э.Ленц.). Свои характерные черты имеет прибор шашки. Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевалась на хвостовик, если же рукоять состояла из двух половин – щечек, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон и скрепляются друг с другом при помощи сквозных заклепок. Черен рукояти имеет преимущественно овальное сечение и одинаковую толщину вверху и внизу. Длина черена рукояти 8-10 см. Головка рукояти крупная, 5-7 см высоты, она слегка вытянута вверх и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины – уши. Для черкесских шашек характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается. Основание рукояти расширено до ширины клинка и находит на него на 2-3 см, а затем сходит на нет. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье ножен по самую головку. Этот тип рукояти у русских получил название «кавказский образец». Рукояти изготавливались из цельного куска черного рога. Широко распространен был еще один тип рукояти – деревянная, обложенная листовым серебром, и украшенная гравировкой и чернью. Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на которые сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, а на устье – широкие, прямоугольные, в середине – треугольные. Накладки могли быть из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. В изготовлении ножен участвовали женщины, они обшивали их кожей и сотканным ими галуном – (стр.36 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Узкие одна или две обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая посередине. Другой тип ножен, как правило, более поздний, представляет собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебряные накладки имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка – имитировали галун. К кожаной плечевой или поясной портупее делался прибор из серебряных бляшек. Завершая свой рассказ о черкесских шашках автор настоящей работы приводит подробное описание двух черкесских шашек, хранящихся в Государственном Историческом Музее. Шашка Терс – Маймун №797 ГИМДлина общая – 90 см 2 мм, без ножен. Длина клинка – 77 см. Длина рукояти с ушами – 13 см 2 мм. Длина черена рукояти – 8 см 2 мм. Ширина клинка у пятки – 3 см 3 мм, в средней части клинка – 3 см., на боевом конце – 2 см. Толщина клинка у пятки – 7 мм, в средней части клинка – 6 мм, на боевом конце – 3 мм, и сходит на нет. Длина ножен – 85 см. Клинок стальной, обух выступает над поверхностью клинка, в поперечном сечении клинок имеет форму остроконечного треугольника. Под обухом, отступая от пятки на 5 см, с двух сторон клинка проходит широкий длинный дол. На левой и правой сторонах клинка имеется клеймо «волчок», по бокам волчка стоят буквы «М.Н.» и пчелы – «крестики», на правой стороне клинка изображение волчка перевернуто вверх ногами. Клинок имеет кавказское происхождение, так как на пассауских и золингенских клеймах «волчок» буквы М. Н. и пчелы не ставились, а изображение волчка делалось одинаковым, не перевернутым. – (стр. 5, 19. Э.Э.Ленц). Рукоять деревянная, обложена листовым серебром, на левой стороне головки рукояти (ухе) находится знак ордена Святой Анны 4 степени. Рукоять украшена традиционным черкесским орнаментом, состоящим из густых черных стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок – завитки и запятые. Этот орнамент выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки. Он характерен для середины XIX века. Однако, форма рукояти закавказского типа, она имеет более сплющенную головку, уши головки рукояти слегка расставлены в стороны, основание и головка рукояти отделены от черена двумя поясками мелкой зерни. Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый красной кожей. Устье расширено так, чтобы рукоять свободно утапливалась в нем. Устье и наконечник полностью обвиты золотым галуном, средняя часть ножен также перевита золотым галуном. Обоймица – железная, с правой стороны на обоймице находится портупейное кольцо, с левой лицевой стороны обоймица украшена накладным тонким серебряным листом с гравировкой и двухлепестниками, выполненными гладкой чернью. Шашка Аббас – Мирза № 3085 ГИМДлина общая – 86 см., без ножен. Длина клинка – 73 см 5 мм. Длина рукояти с ушами – 12 см 5 мм. Длина черена рукояти 8 см. Ширина клика у пятки – 3 см 3мм., в средней части клинка – 3 см, на боевом конце – 2 см 8 мм. Толщина клинка у пятки – 5 мм, в средней части клинка 4 мм, на боевом конце – 2 мм, и сходит на нет. Длина ножен – 81 см 5 мм. Клинок прямой, стальной, однолезвийный, но острие обоюдоострый, на правой и левой стороне клинка изображен одинаков |
||||
Copyright MyCorp © 2024 | |