Вторник, 19.03.2024, 13:36Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 671

Друзья сайта

Место свободно Если хотите чтобы мы поставили
ваш баннер обращаться в личку!
Russkiy magazin
NamuradaN
kizlyarextreme
brisa
elbrusoid
alazani
zolotih del masterica
OOO PP Kizlyar
hpa-shop
Dagestan_Kubachi
Souvenir weapon
VAYNAG
My handmade knives
BIVNI
Imperiya Nozhey
Vse mirniy portal
Чеченский Все мирный портал

Статистика


» Зарег. на сайте
Всего: 480
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 5
Модераторов: 2
Проверенных: 5
Обычных юзеров: 163
» Из них
Парней: 435
Девушек: 45

счетчик посещений
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений

Поиск

Шашка - Гурда
Шашка  - Гурда

«У него завелась шашка,

настоящая Гурда,

Кинжал — старый Базалай...»

(М.Ю. Лермонтов. Кавказец. 1841)

При общей известности и немалых сведениях о самой популярной на Кавказе шашке Гурда она является, тем не менее, редкой и легендарной.

На клинках Гурды кавказскими мастерами использовалось клеймо «челюсти», Фотография могильного памятника аула Лечи-Юрт с шашкой и 
изображенным на ней клеймом "Гурда" (1831-32 гг.)которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э. Ленца, позаимствовано у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи и имевших почетную известность.

В чеченских народных сказаниях говорится, что Гурда, словно меч Саладдина, рассекала подушку, поднесенный к лезвию человеческий волос после дуновения срезался, её клинок рубил все другие клинки. Доспехи для Гурды не являлись преградой. Своими достоинствами она приводила всех в изумление. Слава о ней уходила далеко за пределы Кавказа.

Мы знаем о мастерах, давших клинку название Гурда, но нам неизвестно точное время ее появления. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая Гурда была редким и дорогим оружием…

Приобрести шашку Гурда было мечтой всякого ценителя холодного оружия, посещавшего Кавказ в XIX веке. Как лучшая шашка, Гурда вызывала у всех восхищение. Это способствовало изготовлению подделок многими оружейниками Кавказа, образцы которых дошли до наших дней.Очевидно, что очень мало музеев могут похвастаться наличием у них подлинной Гурды.

В период многолетнего изучения чеченского оружия автору приходилось слышать в народе различные версии о шашке Гурда.

Наряду с версией Э. Ленца, записанной им в 1911 году, которую можно и в наши дни услышать от стариков в различных вариантах, в чеченском обществе бытуют еще две заслуживающие внимания версии.

Первая версия. В тайпо-родовом делении чеченцев есть известный тайп (род) айткхаллой, большая часть которого, как и прежде, проживает сегодня в юго-восточной части Чеченской Республики. Тайп славился своими удалыми наездниками и оружейными мастерами.

В ауле Айткхаллой (названный именем тайпа)… были умелые мастера-оружейники. Особой славой пользовались клинки старого мастера, строго хранившего свои секреты. Говорят, что перед ковкой и закалкой клинков он долго молился в мечети, а потом надолго уходил в горы. Клинок мастера имел название «Гора да», что дословно с чеченского означает: «владеющий силой», «властелин мощи». Гора да, произносимое слитно на русском языке, в русской интерпретации соответствует слову «Гурда»…

Вторая версия. Наиболее распространенной среди краеведов республики является версия о принадлежности шашки Гурда к чеченскому тайпу — гордалой. Аул Гордали (носящий имя тайпа) расположен в Ножай-Юртовском районе республики… Гурда - древнее вайнахское «меч» ( т. е. меченосцы).

«В ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались «горда» по имени того же изготовителя шашки Гурды …

Шашки с клеймом "гурда"…В памяти глубоких стариков из тайпа гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последним из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в XVIII веке. По их мнению, имя оружейника было Горда   — соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда…

…Наличие двух соседствующих версий о шашке Гурда несомненно вызывает интерес… У Шашка Гурда. Клинок первой половины 19-го 
века.Кинжалы,башлык-вторая половина 19-го века.гордалинцев бытует мнение, что первоначальной основой клейма «гурда» являются не «челюсти» города Генуя, а «зубья» капкана. Такая вероятность возможна, если учесть, что чеченское слово гур (гура) означает «капкан», а гур да — «владелец капкана», «основатель капкана». Речь может идти о мощных капканах с мертвой хваткой, использовавшихся в старину чеченцами для поимки медведя, барса, волка.

Старейшины тайпа, а также нынешний директор Национального музея Чеченской Республики В.А. Асталов, являющийся выходцем из тайпа гордалой, считают, что клеймо «зубья» ранее накладывалось на мечи и сабли, имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. По их предположению, только с широким распространением генуэзских клинков на Кавказе (XV–XVI века) клеймо «зубья», схожее с клеймом «челюсти», стали изображать в форме последнего… Однако для нас наиболее важно то, что шашка Гурда неоспоримо является достоянием Кавказа и произведением высокого искусства его мастеров…»

«…Дополнительным подтверждением к перечисленному о чеченской принадлежности шашки Гурда может служить и следующее: сподвижник имама Шамиля, участник Кавказской войны 1834–1859 годов Магомед-Бек Аварский, поэтическое творчество которого относится к 40–70-м годам XIX века, оставил нам поэму, написанную в 1860-м:

«...И только чеченцы — стальные сердца —

Решили до смертного биться конца

Чеченцы обету и чести верны,

И шашек их гурдских удары грозны...».

Copyright MyCorp © 2024 |