абхазское кузнечное ремесло |
Прикладное искусство: абхазское кузнечное ремесло «Ажъира». Творческий портрет Тимура Дзидзария – художника-графика, мастера художественной обработки металла. Ковка холодного оружия
Прикладное искусство абхазского народа впитало в себя все лучшее из культурного наследия прошлого, в котором воплощен многовековой народный опыт и его эстетические идеалы.
На протяжении своей истории абхазы исповедовали языческую религию, обожествляли и одухотворяли окружающую природу. Непонимание многих явлений окружающей их действительности давало широкий простор их фантазии и воображению. Они верили, что каждая гора, река, лес, поле имели своих духов-покровителей. Исходя из этого, совершали различные обряды, жертвоприношения, празднества в честь божеств, от которых, по их представлению, зависело их благополучие. Абхазы глубоко чтили заповедные места, священные рощи, деревья. Они поклонялись таким божествам, как (Шашьы – бог кузнечного ремесла), (Айтар – покровитель рогатого скота), (Джаджа – бог землепашества) и др.
История Абхазии – это история войн. Абхазия находилась на перекрестке различных культур; армии многих империй и народов скрещивали здесь свои клинки как между собой, так и с абхазами. За свою историю они переняли и накопили значительный опыт в изготовлении различного оружия.
В традиционной культуре Апсуара они с раннего возраста воспитывались в большой строгости. С детства приучались владеть оружием и делать его.
Нынешняя территория Абхазии была одной из древнейших центров обработки металла. Среди археологического материала, обнаруженного в Абхазии, множество орудий труда, предметов быта, вооружения, ювелирных украшений из меди, бронзы, серебра, золота, железа, стали. Еще в XVIII в. Рейнеггс, характеризуя хозяйственный быт абхазов, замечал, что они занимались обработкой железа, из которого делали отличную сталь и ружья, выковывали сабли и мотыги.
В абхазском нартском эпосе, возможно, возникшем в эпоху раннего железного века, находит олицетворение образ кузнеца Айнаржий. Ни одно важное хозяйственное или семейно-бытовое мероприятие не обходилось без его помощи. Он спасал всегда от неминуемой смерти людей и создал первые железные орудия.
На протяжении многих веков кузнечное ремесло играет огромную роль в жизни абхазов. Кузня почиталась как средоточие божественной творческой силы. Ковка металла происходила в кузне (по — абхазски «Ажьира»); кузнечным делом занимались почти все роды или фамилии в Абхазии. Кузни строились вдали от жилищ кузнеца, представляли круглую плетенку из рододендроновых прутьев, состоявшую из одной небольшой комнаты с конусообразной крышей, крытой папоротником, соломой (или чалай), наподобие жилища абхазов «акуаць».
В дальнейшем стали строить под «ажъира» плетеные постройки четырехугольной формы с двухскатной крышей, крытой папоротником, соломой, камышом. Помещение, где работали несколько человек, состояло из одной комнаты, иногда без передней стены, площадью 15-18 кв.м. Посреди такой рабочей кузнечной комнаты находились горн (ахущоафа), меха (аяа) и наковальня с молотом, щипцами «три руки» (хнапык). Внутри кузни зарывали винный глиняный кувшин (ахапшьа). Он зарывался за горном, ибо в прошлом мастерская была и местом для совершения моления и жертвоприношения божеству кузни Шашве.
Тимур Дзидзария за работой
Кузнец выступал как жрец и прорицатель; его образ был связан с различными культами. Кузнецы были свободными людьми и принадлежали к особой касте. Кузня являлась для местных жителей святилищем. И сегодня в Абхазии совершают многие обряды и ритуалы в фамильных кузнях. В этом плане огромный вклад для становления и развития профессионального искусства внесены мастерами по изготовлению холодного оружия – Дзидзария Т., Какава Э., Когиния Э. и труды, и имена отдельных оружейников сохранились в народной памяти: Джопуа Хасан (с.Члау пос. Аймера), который погиб во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Аршба Сулейман. Можно отметить, что после окончания русско-кавказской войны и конкуренции с заводским оружием и при запрещении изготовления оружия на Кавказе, промысел пришел в упадок, за исключением шашек, кинжалов и других принадлежностей кавказского костюма и быта.
По рассказу мастера Дзидзарии Т. мы хотим отметить, что труды их, созданные на основе существовавших исторических вещей, и они в своих трудах используют исторические и археологические материалы, которые дают наглядное представление о вооружении народа.
На абхазском языке название оружия «Айджар» — означает в переводе на русский язык крест (дела) мужчины. В основном деле изготовления «Айджара» используются традиционные материалы, например, серебро, медь, позолоченные камни, кожа ручной выделки, рог галум и ткани. Специфичность требований народа к форме оружия и его декору столь четко выражена, что региональные традиции были узнаваемы. Соразмерность рукояти и лезвия, ствола и приклада, отсутствие нарушающих плавность деталей, ломаных изгибов и выступающих деталей, введение специфики каждого используемого материала, металла, дерева, кожи, кости, орнамента, ювелирные изделия, цвет характерны для работ абхазских мастеров.
Творческая мастерская кузнецов Абхазии «Аинар» была создана в 2004 году как центр по развитию народного промысла, призванный возрождать, восстанавливать и развивать на новом уровне секреты кузнечного мастерства издревле присущего народу Абхазии.
Возрождая традиции древних мастеров, сотрудники центра «Аинар» обращаются к историческому наследию, а также образцом холодного оружия, сохранившимся в Государственном краеведческом музее. Помимо холодного оружия мастера кузни выпускают авторские работы декоративно-прикладного характера.
Мастерами кузни «Аинар» в настоящее время работают мастера-учителя: Дзидзария Тимур и Аршания Руслан.
Творческий портрет мастера холодного оружия – Дзидзария Тимира
Он родился в 1869 г. в городе Сухум. В 1988 г. окончил Сухумское художественное училище им. Чочба (специальность - графика). С 1982-90-е годы работал художником-ретушором в Сухумском типографическое обьедение.С 1991-1995 гг. учеба в Абхазском государственном университете. Закончил педагогический факультет — графическое отделение.
Художник в 1994 году начал работать в творческом объединении «Айнар» художественной ковкой изготовление холодного оружия. Член творческого союза художников «Агава», член творческого союза мастеров «Гильдия» оружейников России(2008).
Участие в выставках
1 – Ежегодное участие в республиканских выставках с 1992 г.
2 – Выставка союза художников Абхазии (1995, 1996, 1997 гг.).
3 – Выставка союза художников «Агава» (1998-1999 гг.).
4 – Выставка холодное оружие Абхазии (2000-2006 гг.).
5 – Лауреат государсвенной премии им. Д.И.Гулиа в области искусства «Вооружение абхазского воина». Авторы Дзидзария Т., Джопуа Б., Какава Э. - работы находится в государственных и местных коллекциях.
7 – Лауреат международной выставки «Ремесль» города Москвы. Кремль, Измайлово. 2008.
Участвовал в отечественной войне Абхазии 1992-1993 гг. Награжден высшей воинской наградой Абхазии «Орден Леона».
Д. А. Чурей,
Старший научный сотрудник Института
гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН
Литература
1. Анри де Морен. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
2. К вопросу о народном изобразительном искусстве абхазов. Труды Сухумского государственного педагогического института им.А.М.Горького. Сухуми, 1964. Т.XVIII.
3. Малия Е.М. Народное изобразительное искусство абхазов: Автореф. канд.ист. наук. Сухуми, 1965.
4. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство Кабардино-Балкарии. М., 1984.
5. Аджинджал И.А. Из этнографии Абхазии. Сухуми, 1969.
6. Аствацатурян Э.Т. История оружейного и серебряного производства на Кавказе в Х1Х – начале ХХ в. М., 1977.