Шашка - Калдам |
они подобие надежного, обоюдоострого клинка».
(Чеченская народная пословица)
«Любопытные сведения приводит в 1872 г. У. Лаудаев: «Шашки, называемые "калдам”, имеют изображение креста и считаются старыми и хорошими».
В поисках таинственного клинка Калдам автор обратил внимание на следующие строки А. Дюма, касающиеся оружия народов Северного Кавказа: «У некоторых горцев есть прямые клинки, которые существуют со времен крестоносцев... Эти клинки высекают огонь не хуже огнива и бреют бороду как бритва».
Мы знаем также, что Калдам был «широкий как меч». Наибольшее сходство он имеет с прямым однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На его клинках бывают две-три долы и маленький равноконечный крест. Встречаются клинки и с клеймом «гурда». Однако крестовины, свойственные хевсурским палашам, у них зачастую отсутствуют...
Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только впоследствии стали дополнительно наносить изображение волка или клеймо «челюсти», свойственное Гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках Калдам, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей.Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оружейных мастеров позволяют с уверенностью сказать, что палаш — Нийса тур («Прямая шашка») — известное ныне название, и есть Калдам, имеющий очень глубокие корни…
Возможно, Калдам (утраченное вайнахское название кхиэла да; кхиэла дай — «владелец судьбы», «решающий судьбу») берет начало со времен ратного единства грузин, чеченцев и ингушей. Сохранив прямые линии меча — «прародителя» палаша, Калдам дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода. Однако под влиянием времени и перемен раннее оружие в XVII–XVIII веках в Чечне вытесняется. Наибольшую популярность приобретают шашки…